Наука и светское образование – разумная база для развития любой страны!

Наука и светское образование – разумная база для развития любой страны!

 

Дискуссия о «подгонке» образования под интересы и желания религиозных общин

 

Возникшая по инициативе некоторых «общественных деятелей» и некоторых должностных лиц идея об исключении из школьной образовательной программы отдельных тем и разделов учебных предметов вызвала живейший интерес и бурное обсуждение в обществе.

Я, в свою очередь, как сторонник развития науки в целом, а так же широкого распространения научных знаний (популяризации науки), не смог остаться в стороне от данной дискуссии и хочу высказать своё мнение на эту тему.

Так например, дарвинизм и возникшие на его основе научные теории регулярно подвергаются критике со стороны ряда представителей религий, считающих, что он противоречит «божественному сотворению человека». Кроме того, дарвинизм объясняет происхождение человека длительной эволюцией, а это, согласно буквальному прочтению канонических текстов авраамических религий, идёт вразрез со сравнительно недавним образованием мира. Следует отметить, что данное мнение не общепринято и, в свою очередь, так же подвергается критике со стороны атеистов и сторонников теистического эволюционизма.

Непосредственно в Российской Федерации некоторыми религиозными деятелями и должностными лицами неоднократно высказывалось мнение о необходимости исключения из школьной программы тем и разделов связанных с дарвинизмом и синтетической теорией эволюции. По мнению этих лиц, данные теории противоречат религиозным взглядам и «оскорбляют» чувства верующих детей и их родителей.

 

Краткое пояснение используемых понятий:

 

Авраамические религии – монотеистические религии (т.е. допускающие представление о существовании только одного Бога), происходящие из древней традиции, восходящей к «патриарху Аврааму». Согласно «книге Бытия», Бог заключил завет с Авраамом и определяется с тех пор как «Бог Авраама».  Авраамические религии – это прежде всего иудаизм, христианство, ислам. Современный термин происходит от множественного числа коранического выражения «дин Ибрахим» («религия Ибрагима»), арабской формы имени Авраама.

В качестве авраамических религий могут рассматриваться также караимизм, мессианский иудаизм, бабизм, бахаизм, растафарианство, мандеизм, езидизм, религии друзов и самаритян, ноахидство.

 

Дарвинизм – по имени английского натуралиста Чарльза Дарвина – в узком смысле – направление эволюционной мысли, приверженцы которого согласны с основными идеями Дарвина в вопросе эволюции (современная их форма, порой с существенным переосмыслением некоторых аспектов, представлена в синтетической теории эволюции), согласно которым главным (хотя и не единственным) фактором эволюции является естественный отбор.

В широком смысле – нередко (и не совсем правильно) термин дарвинизм употребляется для обозначения эволюционного учения или эволюционной биологии в целом. Дарвинизм подготовлен такими науками, как эмбриология и сравнительная анатомия.

 

Эмбриология (от древнегреческого: ἔμβρυον – эмбрион, зародыш + λογία от λόγος – учение) – наука, изучающая развитие зародыша (эмбриогенез). Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания. Многими учёными эмбриология трактуется более широко, как синоним биологии развития. До середины XX века, для обозначения описываемого раздела науки, широко использовался синоним «эмбриогения».

 

Сравнительная анатомия (сравнительная морфология) – биологическая дисциплина, изучающая общие закономерности строения и развития органов и систем органов при помощи их сравнения у разных систематических групп (по принципу классификации живых организмов и с практическим приложением этих принципов к построению системы органического мира).

 

Эволюционное учение (также эволюционная теория, теория эволюции, эволюция, эволюционистика)  – наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов.

Эволюционное учение является системой идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной. Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности, но только труды Чарльза Дарвина сделали эволюционизм фундаментальной концепцией биологии. С тех пор было накоплено огромное число научных фактов, подтверждающих эволюцию.

 

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) – это комплекс представлений об эволюционном процессе, который сложился в биологии в 1930 – 50-х годы XX века. Синтетическая теория эволюции стала развитием теории Дарвина. Синтетическая теория эволюции объясняет механизмы эволюции и является общепринятой в науке. СТЭ позволяет объяснить связь субстрата эволюции (гены) и механизма эволюции (естественный отбор).

 

Теистический эволюционизм (иногда – эволюционный теизм) и эволюционный креационизм – аналогичные концепции, утверждающие, что основные религиозные учения о Боге вполне совместимы с современным научным знанием о биологической эволюции. Коротко говоря, теистические эволюционисты верят в бытие Бога, в то, что Бог является создателем материальной Вселенной и всех видов жизни внутри неё, и что биологическая эволюция является природным процессом творения. Эволюция, следовательно, в этом воззрении является инструментом Бога, служащим для развития человеческой жизни.

 

 

Запреты дарвинизма и теории эволюции человека

 

В США теорию Дарвина, её распространение и преподавание в школах и других образовательных учреждениях в масштабах страны, штата или на местном уровне неоднократно пытались запретить законодательно.

Наиболее известен «Акт Батлера» – закон, принятый в 1925 году в штате Теннесси, США, запрещавший учителям и преподавателям общественных школ и университетов отрицать библейское учение о происхождении человека и преподавать теорию эволюции человека от низших форм животных.

Показательным стал «Обезьяний процесс» 1925 – 1926 гг.  – судебный процесс в уголовном суде штата Теннесси в городе  Дейтон над школьным учителем из того же города Джоном Скоупсом (1900 – 1970), который был обвинён в нарушении антидарвинистского «акта Батлера». Скоупс был признан виновным 21 июля 1926 года и приговорён уплатить 100 долларов, но его адвокаты подали апелляцию и, в итоге, приговор был отменён по техническим основаниям: присяжные не определили размер штрафа.

Процесс над учителем Скоупсом также вскрыл раскол в среде американских христиан между фундаменталистами, настаивающими на буквальном прочтении каждого предложения Библии, и модернистами, считающими, что наука совместима с религией в теистическом эволюционизме.

«Акт Батлера» просуществовал еще 43 года и был отменен лишь в 1967 году. Все это время он выполнял свою функцию только «на бумаге»: за его нарушение больше никого не преследовали.

Последний иск к стороннику дарвинизма в США был рассмотрен в декабре 1978 года в федеральном окружном суде в Вашингтоне, впрочем, примерно с тем же результатом (без последствий для ответчика).

В 2006 году в Санкт-Петербурге разразился эдакий «антиобезьяний процесс» – школьница Мария Шрайбер потребовала сначала исключить теорию Дарвина из учебников, потом – хотя бы признать ее не единственно верной, ну и, наконец, изменить редакцию учебника биологии для 10 – 11-х классов, исключив из него выражения, характеризующие религиозные воззрения как «мифы и легенды».

Однако, спустя полгода разбирательств, решением Адмиралтейского районного суда Санкт-Петербурга, первые иски были отклонены, а в последнем иске и вовсе было отказано. Суд постановил, что частное определение, вынесенное по первому иску, – это право суда высказываться по позиции истцов, которое в дальнейшем не должно подразумевать никаких инициатив и требований выносить дополнительные решения. Истцы подали кассационное представление в городской суд на решение районного, но городской суд постановил оставить решение Адмиралтейского суда без изменений.

В феврале 2009 года католическая церковь специальной папской энцикликой – Humani generis, признала, что «теория эволюции не противоречит учению Церкви» и «может рассматриваться как гипотеза в вопросе о происхождении тела человека». Казалось бы, католическая церковь – авторитетная организация, но, даже её мнение некоторые посчитали «неубедительным» и «лживым». Кстати, среди российских православных христиан так же есть немало сторонников теистического эволюционизма, которых отнюдь не «пугает» актуальная школьная программа по биологии.

Введение с 2010 года в школах РФ предмета «Основы религиозной культуры и светской этики вызвало широкую волну протеста в среде «антиклерикалов». Однако все-таки предмет был внедрен, и были основания надеяться, что в будущем станет возможно некое «примирение» эволюционной и божественной теорий происхождения человека в системе образования. Но, религиозные деятели «не дремлют»…

И вот тема запрета преподавания в образовательных учреждениях дарвинизма и, как следствие этого, запрета преподавания всей синтетической теории эволюции возникла вновь!

Нет! Не даёт покоя некоторым «общественным» и религиозным деятелям в Российской Федерации теория эволюции своим несоответствием (их) религиозным взглядам и подтверждением научными исследованиями («да врут все эти исследования»)! А особенно «задевает» религиозные чувства этих деятелей упоминание обезьяны, как живого организма относительно близкого строением и происхождением к человеку! Причем, о самой теории эволюции у этих деятелей весьма размытое и часто неадекватное представление! «Да как эти жалкие учёные смеют сравнивать нас с обезьянами?! Это же ужасное оскорбление! Человека создал Бог!»

И вот некими лицами принято решение показать всем, что наука в данном вопросе заблуждается, а религия стоит выше науки! А если не признают – заставить их поверить в это (даже силой)! Так ведь принято у некоторых «истинно верующих»…

 

 

Прогресс или регресс?

 

Для полноценного научного, культурного и экономического развития государства и общества им нужны интеллектуально развитые и хорошо образованные специалисты. И это должны быть – творчески мыслящие, изобретательные люди, а не «биороботы», в которые заложена «программа» узкой специализации. Только творческие, разносторонне развитые и, при этом, обладающие научными знаниями, люди смогут создавать новое, изобретать и по настоящему развивать все сферы человеческой жизнедеятельности. Но, к моему великому сожалению, последние десятилетия мы наблюдаем значительное упрощение и шаблонность образовательного процесса! Например, из школьной программы устраняются отдельные темы и целые разделы! При этом взамен добавляются исключительно прикладные или узкоспециализированные учебные материалы. Насколько это разумно? В некоторых случаях, это помогает сэкономить время, ведь объём информации, который необходимо усвоить обучающимся в школах и других образовательных учреждениях, постоянно растёт. Иногда, некоторое сокращение этого объёма учебного материала может сыграть и положительную роль, но отнюдь не в случаях, когда это касается развития критического и творческого мышления! Такое мышление у ребёнка и подростка развивают разносторонние учебные материалы, позволяющие критически взглянуть на одну и ту же проблему с разных точек зрения!

Что же зачастую предлагают некие «общественные деятели», требующие «религиозного воспитания»?

Как правило, упростить учебный материал, убрать из него творческую и критическую составляющую, превратив его в некий авторитарный безальтернативный вариант! Попытки превратить разностороннее и критическое в авторитарное – это уничтожение творческого мышления у учащегося и превращение образовательного процесса в «заучивание»! В свою очередь, «нововведения», запрещающие или устраняющие из школьной программы альтернативные точки зрения и изучение разностороннего научного материала неминуемо приведут к общему снижению уровня интеллекта и уменьшению творческих способностей у выпускников! А это уже «разрушительный удар» по будущему нашего государства и общества!

Так чего же добиваются сторонники подобных «упрощений»?

Очевидно, их целью является снижение уровня критического мышления у будущих поколений и их большая «послушность» воле «авторитетов»! Именно поэтому научный и критический подход в ряде областей образования они пытаются подменить религиозным, т.е. – авторитарным! Им не нужны творческие личности, им нужны «послушные» личности!

Последнее время, мы вообще наблюдаем процесс намеренного поощрения распространения религиозных воззрений, причём в их достаточно авторитарном, безапелляционном варианте (поддерживаются более строгие и более авторитарные религии).

С этим процессом тесно связана и демографическая ситуация, когда коренное преимущественно светское и умеренно религиозное население, постепенно замещается прибывающими из-за границ нашей страны религиозным и мистически мыслящим населением!

Вероятно, это «замещение» – вполне управляемый процесс, который инициирован и поддерживается наделёнными властью лицами, заинтересованными в послушной рабочей силе и послушном, некритически мыслящем электорате!

Фактором, косвенно подтверждающим это предположение, является очевидная попытка политических сил за несколько последних десятилетий превратить среднее образование из светского и разностороннего в религиозное и узкоспециализированное (шаблонное). Многочисленные примеры таких «нововведений» вы можете сами отыскать просто изучив все изменения в школьной программе с 2000 года!

Напрашивается вывод, что мы сейчас наблюдаем попытку части политической элиты России, так или иначе «заменить» население нашей страны на более «послушное» и менее мыслящее!

Наука – это всегда творческий процесс, требующий критического мышления, сомнений, альтернативных версий и логического обоснования любых теорий с их последующим доказательством или опровержением! Наука способствует техническому и общественному прогрессу именно благодаря постоянному творческому поиску различных альтернатив к тому или иному уже ставшему косным процессу или явлению.

Религия в её авторитарной форме (большинство авраамических религий) – требует лишь веры и подчинения правилам! Она не допускает альтернативных толкований и теорий, не допускает критики, запрещает сомнение! Религия требует от верующих консерватизма и соблюдения стереотипов поведения, а сомнения, творческий поиск и альтернативное мышление для религии – нонсенс!

Религиозные и склонные к мистицизму люди более управляемы и менее требовательны к наделённым властью лицам («На всё воля Бога!»). Именно поэтому наделённые властью лица и «делают ставку» на религию, а не на творческое и критическое мышление! Но, это – абсолютно неверный подход! В перспективе на будущее в масштабах страны – религиозность и авторитарность всегда проигрывают науке и критическому мышлению! Психологическое и социальное напряжение, возникающее вследствие попытки навязать обществу те или иные религиозные взгляды – это гораздо хуже, чем критическое отношение к деятельности государственных должностных лиц!

Однако, не следует противопоставлять науку и религию! Оба этих явления (общественных института) вполне могут сосуществовать и даже развиваться не мешая друг другу. Примером может послужить уже упоминаемые выше модернисты, считающие, что теория эволюции совместима с религией в теистическом эволюционизме. В конце концов, никто не заставляет верующего человека соглашаться с той или иной научной теорией, но если он учится в образовательном учреждении – он просто должен пройти всю программу и получить необходимые знания. А как использовать эти знания – решать только ему! Достаточно того, чтобы любой человек соблюдал правовые нормы нашей страны, а как и во что верить – это его личное дело!

Россия – есть и должна оставаться светским государством!

А религия – остается правом и личным выбором любого, живущего в нашей стране,  человека! Не надо пытаться подменить общее светское образование религиозным! В перспективе такие попытки принесут намного больше вреда, чем пользы!