Транспортировка оружия: пропустить нельзя задержать.
Томас Джефферсон как-то сказал: – “Законы пишутся для обыкновенных людей, потому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла”. На самом деле, так оно и должно быть. Законы должны базироваться на правилах здравого смысла, трактоваться и применяться таким образом, чтобы обеспечивать неукоснительную защиту прав и интересов простых граждан. Чтобы любой законопослушный гражданин мог чувствовать себя под защитой разумного и справедливого Закона. Но увы, фактически, простые граждане постоянно сталкиваются с нарушением прав и законных интересов или с точки зрения правоприменения, или с точки зрения трактовки конкретными должностными лицами отдельных нормативно-правовых актов, в результате чего происходит ущемление прав и законных интересов граждан, далеко не всегда разбирающихся в хитросплетениях и тонкостях законодательства. И зачастую, в некоторых ситуациях доходит до таких маразмов, что о здравом смысле здесь и вовсе приходится забыть, не то что о грамотном и достойном применении законодательства. К счастью, за примером далеко ходить не нужно. Рассмотрим вышеизложенное на примере конкретной ситуации.
Недавно нам стало известно о факте нарушения законных прав и интересов законопослушных граждан-владельцев оружия руководством подразделения по Обеспечению Транспортной Безопасности Санкт-Петербургского метрополитена. Заключается данный факт в том, что в одностороннем порядке на территории Санкт-Петербургского Метрополитена был запрещен провоз огнестрельного оружия со ссылкой на такой нормативно-правовой акт, как Правила пользования Санкт-Петербургским метрополитеном.
Разберем ситуацию с точки зрения законодательства.
Статья 25 ФЗ “Об Оружии” устанавливает, что Правила ношения, перевозки и транспортирования оружия на территории Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации. Пунктом 77 Правил оборота оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 №814 установлено, что граждане Российской Федерации осуществляют транспортирование по территории Российской Федерации в количестве не более 5 единиц и патронов не более 1000 штук на основании разрешений Федеральной службы войск Национальной Гвардии Российской Федерации или ее территориальных органов на хранение, хранение и ношение, хранение и использование, на ввоз в Российскую Федерацию соответствующих видов, типов, и моделей оружия либо лицензий на их приобретение, коллекционирование или экспонирование оружия. Соответственно, при наличии данных документов гражданам Российской Федерации разрешается провоз оружия на железнодорожном, автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и метрополитене. Данные разъяснения достаточно подробно изложены в ответе Департамента Транспортной безопасности и специальных программ от 25.12.2019г. №D11-120-ПГ
Также разъяснения о порядке транспортировки оружия приводятся Центром лицензионно-разрешительной работы Главного управления Федеральной Службы войск Национальной Гвардии Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в документе от 25 декабря 2019 г. № 323/50-Н-45
Основные критерии, которым необходимо следовать при транспортировке оружия это то,что оружие должно находиться в чехлах, кобурах или специальных футлярах, а также в специальной упаковке производителя оружия. Оружие при транспортировке должно находиться в разряженном состоянии отдельно от патронов.
Соответственно, Законом об оружии и Правилами ограничений на транспортировку оружия гражданами принадлежащего им оружия в метрополитене не установлено.
Итак, подводим итоги: Ни в ФЗ «Об Оружии», ни в Правилах оборота оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации ограничений на транспортирование оружия в метрополитене не установлено. Действительно, есть еще отсылка к Правилам пользования метрополитеном Санкт-Петербурга. Но если мы внимательно прочитаем пункт 9. 14, в котором говорится о провозе огнестрельного оружия, получим следующее: Запрещается провозить огнестрельное оружие, колющие, режущие и легкобьющиеся предметы, лыжи и коньки без чехлов и надлежащей упаковки. То есть, трактовать данный текст, полагаем, следует именно таким образом, что весь пункт 9.14 целиком относится к предметам, которые необходимо провозить в зачехленном состоянии. Соответственно, при наличии всех действующих разрешений и нахождении при транспортировке в разобранном состоянии и в чехле, провозить оружие можно на законных основаниях. Получается, имела место некорректная трактовка нормативного акта? Или наоборот, была дана наиболее «удобная» для руководства метрополитена трактовка, пользуясь правовой неосведомленностью граждан,желающих провезти оружие и оказавшихся в той неприятной ситуации?
Также следует отметить, что в любом случае, даже Правила метрополитена не могут противоречить вышестоящим нормативно-правовым актам, таким, как ФЗ «Об Оружии» и тем более Конституции РФ, так как являются,по юридической силе, подчиненными нормативно-правовыми актами.
Поэтому в сложившейся ситуации можно рекомендовать следующее:
Если произойдет очередной случай запрета на провоз оружия в метрополитене, зафиксировать данную ситуацию, желательно с применением средств фото и видеофиксации, далее получить мотивированный письменный отказ на провоз оружия от метрополитена и затем обжаловать данный отказ в судебные инстанции, приложив разъяснения от вышеперечисленных ведомств, ответы от которых мы приводим на нашем сайте. Также, как вариант, возможна подача коллективного иска заинтересованными владельцами оружия.
Ну и для резонанса,при необходимости, привлечь общественность, СМИ и осветить данную ситуацию, во избежание некорректной трактовки нормативно-правового акта, а так же для устранения имеющихся пробелов в законодательстве,позволяющих ущемлять права законопослушных владельцев оружия.
Искренне надеемся, что здравый смысл у чиновников всё-таки возобладает и данные прецеденты по запрету законопослушным гражданам к провозу легально зарегистрированного оружия не будут иметь место в будущем.