Размышления об истинных причинах массовых расстрелов в учебных заведениях

Размышления об истинных причинах массовых расстрелов в учебных заведениях

 

С вступлением человечества в эпоху массовых информационных коммуникаций в отдельный вид выделились такие специфические преступления как массовые убийства и захваты заложников в учебных заведениях совершаемые учащимися (бывшими или настоящими) этих же учебных заведений. Для таких преступников в СМИ и обиходе даже появился специальный термин – «школьный стрелок».

Вот несколько наиболее резонансных случаев из числа подобных происшествий:

 

  1. Массовое убийство в школе Джонсборо – преступление, совершённое двумя подростками, 11-летним Эндрю Голденом (25 мая 198627 июля2019) и 13-летним Джонсоном Митчеллом (родился 11 августа1984), в школе города Джонсборо штата Арканзас, в Соединённых Штатах Америки, 24 марта 1998 года, в результате которого погибли 4 ученика этой школы и учительница. В тот день после 12 часов дня в заранее подготовленном месте Голден и Митчелл засели в засаде. С целью спровоцировать массовую эвакуацию находившихся в школе Голденом в 12.30 была подана ложная пожарная тревога. Когда производилась эвакуация, подростки открыли огонь из автоматического оружия. В результате на месте погибли четверо детей. 32-летняя учительница Шеннон Райт заслонила собой нескольких детей и приняла на себя пули, предназначенные им, и также скончалась на месте. Более 10 человек получили ранения различной степени тяжести. Точные причины произошедшего с абсолютной достоверностью назвать не может никто. Одноклассники террористов впоследствии рассказывали, что Митчелл Джонсон увлекался оккультизмом. На уроках он разрисовывал символикой сатанистов тетради и учебники. Он заявлял своим приятелям, что неизвестный доброжелатель занимается его просвещением. Как предполагало следствие, этот неизвестный мог быть причастен к деятельности одной из сект сатанинского толка. Тем более, что незадолго до массового убийства 24 марта 1998 года в США произошли ещё несколько убийств на почве сатанизма.

 

  1. Массовое убийство в школе «Колумбайн» (английский язык: Columbine High School massacre) – спланированное нападение двух учеников, Эрика Харриса и Дилана Клиболда, старших классов школы «Колумбайн», расположенной в одноимённой невключённой общине округа Джефферсон, штат Колорадо, на остальных учеников и персонал этой школы, совершённое 20 апреля 1999 года с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. Нападавшие убили 13 человек (12 учеников и одного учителя), ранили ещё 23 человека, после чего нападавшие застрелились сами. По числу жертв трагедия занимала в своё время третье место среди массовых убийств в учебных заведениях США (первые два занимали теракты в начальной школе «Бат» в 1927 году и в университете в Остине в 1966 году). Произошедшие позднее теракты в Виргинском политехническом институте (2007) и в начальной школе Сэнди-Хук (2012) отодвинули трагедию в Колорадо на пятое место по числу жертв. До массового убийства в средней школе Марджори Стоунман Дуглас (2018) число жертв этого преступления было больше, чем у любого другого в более узкой категории убийств в «старших» школах США. Трагедия получила широкий резонанс в США и вызвала бурные споры о необходимости ужесточения контроля над владением и оборотом огнестрельного оружия. Произошедшее привело к ужесточению систем безопасности в учебных заведениях и усилению контроля над доступом детей к интернету и жестоким видеоиграм. Эрик Харрис и Дилан Клиболд занимались левел-дизайном, самостоятельно создавая уровни компьютерной игры «Doom». В 1996 году Эрик Харрис зарегистрировал на сервере компании «America Online» персональный веб-сайт для размещения своих разработок, чтобы предоставить возможность знакомым пользоваться ими. Также Эрик Харрис стал вести интернет-блог, на котором появлялись шутки и небольшие заметки о родителях, школе и друзьях. К концу года наполнение сайта изменилось: он уже содержал инструкции, как наносить вред окружающим и изготавливать взрывчатые вещества, а также рассказы обо всех неприятностях, устроенных Харрисом и Клиболдом. В начале 1997 года в блоге впервые начали появляться признаки нарастающего гнева Харриса по отношению к обществу. 30 января 1998 года Эрика Харриса и Дилана Клиболда арестовали за кражу инструментов и оборудования из грузовика, стоявшего на окраине города Литтлтон, штат Колорадо. На суде юноши признали себя виновными, и их отправили на специальные курсы, призванные предотвращать преступления среди молодёжи. В это же время Харрис начал посещать психолога и продолжал это делать около года. Юношей не поместили в группу наркозависимых подростков, несмотря на то, что в прошлом Дилан был замечен за употреблением спиртных напитков и уличён в предоставлении для анализов разбавленной мочи. Впоследствии Харрис и Клиболд были освобождены за хорошее поведение, но их оставили под наблюдением. Харрис написал владельцу грузовика официальное письмо с извинениями и выражением сочувствия, одновременно с этим сделав хвастливую запись в своём личном дневнике о том, что это было притворством. За несколько месяцев до происшествия Харрис всё ещё оставался под наблюдением психолога, разрабатывая план действий. Юноши считали, что находятся в состоянии войны с обществом и что им необходимо принять меры против тех, кого они ненавидят. Вскоре после судебного процесса сайт вернулся к своему первоначальному предназначению – размещению пользовательских уровней для игры «Doom», также прекратил своё существование блог Харриса, который с этого момента стал записывать свои мысли и планы в бумажный дневник. На сайте всё ещё оставался раздел, где Харрис продолжал писать о приобретении оружия и создании взрывных устройств, впоследствии им использованных. После того, как интернет-ресурс стал более популярен, компания «AOL» полностью удалила его со своих серверов. За несколько месяцев до атаки Харрис и Клиболд завладели карабином Hi-Point 995, 9-миллиметровым полуавтоматическим пистолетом TEC и ружьём 12-го калибра. Карабин и два ружья приобрела Робин Андерсон, подруга юношей, во время выставки оружия «Tanner Gun Show» в декабре 1998 года, а самозарядный пистолет (легальная продажа которого была запрещена в США с 1994 года) они купили 23 января 1999 года за 500 долларов у другого своего знакомого, Марка Мейнса, с которым их познакомил некто Филип Дюран. После бойни Мейнс был приговорен к 6 годам лишения свободы за незаконную продажу оружия несовершеннолетним; Филип Дюран как посредник получил в качестве наказания 4,5 года лишения свободы. Робин Андерсон осуждена не была, так как следствие установило, что она не нарушила законы. Все трое утверждали, что ничего не знали о криминальных планах Харриса и Клиболда. Пользуясь инструкциями, полученными из интернета, Харрис и Клиболд изготовили 99 взрывных устройств различных конструкций и размеров. Из ружей они сделали «обрезы», что позволило легче скрывать оружие под одеждой. Таким образом, ещё до начала бойни они несколько раз нарушили законы штата и федеральные законы, включая Национальный закон об огнестрельном оружии 1934 года и Закон о контроле над оружием 1968 года. В день нападения Харрис использовал помповое ружьё «Savage-Springfield 67H» и самозарядный 9-миллиметровый карабин «Hi-Point 995». Впоследствии из ружья и карабина было совершено 25 и 96 выстрелов соответственно. Затем юноша совершил самоубийство, выстрелив себе в голову из помпового ружья. Всего Харрис имел при себе 13 магазинов, снаряженных на 10 патронов для карабина, и 30 дробовых патронов для помпового ружья. Клиболд был вооружён 9-миллиметровым самозарядным пистолетом «TEC-9» и «обрезом» двуствольного ружья «Stevens 311D» 12-го калибра, из обреза Клиболд сделал 12 выстрелов. В основном Клиболд пользовался пистолетом, сделав из него 55 выстрелов. Кроме того, у Клиболда с собой было 3 магазина для самозарядного пистолета, снаряженных на 52, 32 и 28 патронов, а также 26 дробовых патронов 12 калибра для обреза. Также у нападавших при себе имелось в общей сумме 45 самодельных трубчатых взрывных устройств, из которых 8 сработали, и 10 «коктейлей Молотова», из которых сработали только 2. После расстрела оба стрелка покончили с собой. Харрис выстрелил себе в нёбо из помпового ружья и умер мгновенно (выстрел разрушил почти все его лицевые кости), Клиболд выстрелил себе в левый висок из своего пистолета и, по расчётам экспертов, потерял сознание, но ещё около минуты оставался жив и умер, когда его лёгкие заполнились кровью. При обыске тела Харриса полиция обнаружила 5 неиспользованных патронов 12 калибра для помпового ружья и 34 9-мм патрона для карабина, из них 4 в магазине, вставленном в карабин, и 30 в трёх неиспользованных обоймах в сумке. При Клиболде было обнаружено 14 неиспользованных патронов 12 калибра для обреза и 57 неиспользованных 9 мм патронов для самозарядного пистолета. Со временем с помощью  интернет был создан фэндом Харриса и Клиболда в социальных сетях, таких как Tumblr. Фанаты называют себя «Колумбайнеры». Их сообщество получило широкое внимание СМИ в феврале 2015 года после того, как три участника этой группы планировали совершить массовое убийство в торговом центре «Галифакс» в День святого Валентина. Статья, опубликованная в 2015 году в «Журнале трансформационных работ», научном журнале, посвящённом социологии фэндомов, заметила, что «Колумбайнеры» не были принципиально отличны от более крупных фэндомов. «Колумбайнеры» создают фан-арт и пишут фанфики, а также имеют научный интерес в трагедии школы «Колумбайн». В 2009 году социолог Ральф Ларкин из коллегии уголовного правосудия Джон Джей в городском университете Нью-Йорка написал, что Харрис и Клиболд заложили сценарий для последующих случаев стрельбы в школах. Ларкин изучил 12 крупных случаев стрельбы в школах США, произошедших в течение восьми лет после случая в школе «Колумбайн», и обнаружил, что в 8 из них «стрелки сделали явную отсылку к Харрису и Клиболду». В 2012 году социолог Натали Е. Патон из Национального центра научных исследований в Париже проанализировала онлайн-видеоролики, созданные «пост-Колумбайн» стрелками. Был найден повторяющийся набор мотивов, в том числе с огнестрельным оружием, в которых преступник направляет свой пистолет «на камеру, затем на свой висок, а затем широко расправляет свои руки с пистолетом в каждой руке; крупным планом» и «машет рукой в конце», а также явные заявления о восхищении и другие сходства с предыдущими убийцами. Патон сказала, что видеоролики служат преступникам средством отличия их от своих одноклассников, связывая их с предыдущими преступниками.

 

  1. 26 апреля 2002 года в городе Эрфурт (Германия, Тюрингия) произошло массовое убийство в гимназии Гутенберг (немецкий язык: Gutenberg-Gymnasium) – преступление совершённое 19-летним Робертом Штайнхойзером. В результате инцидента погибли 17 человек13 учителей, два ученика, один полицейский и сам нападавший. Ещё 7 человек получили ранения. Преступление произошло в день всеобщего обязательного экзамена. Около 10:45 утра по местному времени 19-летний бывший ученик гимназии Роберт Штайнхойзер (немецкий язык:  Robert Steinhäuser) (22 января 1983 – 26 апреля 2002) вошел в гимназию «Гутенберг» со спортивной сумкой, в которой находилось оружие и боеприпасы. Он направился в мужской туалет третьего этажа, где переоделся во все чёрное и оставил свою куртку. Вооруженный помповым дробовиком 12 калибра модели Mossberg 500 и 9-мм пистолетом системы «Glock 17», Штайнхойзер направился к кабинету директора, около 11.05 он начал свою атаку на гимназию у кабинета директора, где Штайнхойзер выстрелил в заместителя директора, убив его и стоящего рядом другого учителя. Несмотря на то, что дверь в кабинет была открыта, Роберт по каким-то причинам не зашел в офис. Стрелок направился на первый этаж, где трижды выстрелил в учителя, который случайно попался ему на лестнице. Затем стрелок ранил в коридоре учителя, который, услышав выстрелы, вышел в коридор узнать, в чём дело. Роберт ворвался в кабинет 105, где на глазах у учащихся застрелил учителя. Затем Штайнхойзер поднялся на второй этаж и вошел в пустой кабинет 206. Он выстрелил 5 раз в дверь соседнего кабинета 207, но ни в кого не попал. Штайнхойзер затем ворвался в кабинет 211 и убил учителя на глазах учащихся. Затем Роберт зашел в кабинет 208, но по неизвестным причинам покинул его, не произведя ни одного выстрела. Стрелок направился на третий этаж, где вошел в кабинет 307, задал учителю какой-то вопрос, который тот проигнорировал. За это Штайнхойзер застрелил его и ещё одного учителя-стажера в кабинете 310. Также он убил учителя в коридоре и ещё одного по пути на следующий этаж. При этом прибывшая полиция уже установила личность стрелявшего, несмотря на маску. Роберт Штайнхойзер вновь спустился на второй этаж, однако ситуация уже была другой. Многие ученики в панике успели покинуть здание, другие забаррикадировались в классах. Тем не менее, нападавший убил учительницу у полуоткрытой двери и, перешагнув через тело, выстрелил в кабинете в труп учителя. Другой учитель заперся в кабинете вместе с учениками, и Штайнхойзер, когда не смог её открыть, выстрелил восемь раз сквозь дверь, убив двух учащихся. Штайнхойзер направился на первый этаж, где выстрелил в дверь мужского туалета и едва не убил учащегося (пуля прошла в нескольких сантиметрах от головы). После чего Роберт открыл огонь из окон и убил учителя, который помогал эвакуации, а также обстрелял прибывшую патрульную машину, но не попал по полицейским. Он тут же направился к другому окну, где в 11.17 почти в упор убил полицейского выстрелом в голову из дробовика. Затем Роберт направился в кабинет 111, где встретил учителя Райнера Хайзе, который хорошо знал Роберта, тот сказал ему: «Ты можешь убить меня…» – но Штайнхойзер опустил пистолет и сказал: «Господин Хайзе, на сегодня достаточно». Затем Хайзе молча покинул кабинет и запер в нём стрелка. Вскоре после этого Роберт Штайнхойзер покончил с собой выстрелом в голову около 11.25 утра. В 12.34 полиция обнаружила тело стрелка. Итогом бойни стала гибель 17 человек, включая нападавшего, и ранения ещё семи. Роберт произвел 71 выстрел. Роберт Штайнхойзер учился в гимназии до октября 2001 года. В конце сентября он несколько дней не посещал школу, в качестве уважительной причины предоставил справку из больницы. Однако в школе узнали, что справка является фальшивкой, поэтому руководство решило исключить Роберта из гимназии. В противовес другим землям Германии, в Тюрингии отсутствие школьного аттестата фактически означает отсутствие каких-либо перспектив в будущей карьере.

 

  1. 7 ноября 2007 года произошло массовое убийство в школе Йокела одноимённого городка Йокела (муниципальный округ Туусула) – преступление, совершенное учеником этой школы Пекка-Эриком Аувиненом. 18-летний школьник использовал пистолет Sig Sauer Mosquito 22-го калибра. В день инцидента 18-летний Пекка-Эрик Аувинен не пошёл в школу на первый урок, а вместо этого зашёл в интернет в 8.37. В 9.33, он загрузил на «Youtube» видео, где была фотография школы снятая со стороны пруда, а после этого шли фотографии на красном фоне, где Эрик стоял, наставив пистолет в камеру. Индустриальная рок-музыка сопровождала этот видеоклип («KMFDM» – «Stray Bullet»). После 11 часов, он отредактировал текстовые, звуковые, видео-файлы и отправил их одним сообщением в интернет-сообщество посвящённое школьным массовым убийствам, сказав, что этот день войдёт в историю. Жертвами Аувинена стали 8 человек: шесть учеников (5 юношей и одна девушка), школьная медсестра и директор школы. Сам Аувинен попытался покончить жизнь самоубийством и нанёс себе огнестрельную рану головы. Не приходя в сознание, он скончался в больнице, в тот же день, в 22.15 по местному времени. Если учесть все патронные гильзы, Эрик выстрелил 75 раз на территории школы. В общей сложности было найдено 328 неиспользованных патронов. 250 в плечевой сумке, которую он носил с собой, 59 в пакетах (лежали в карманах), 13 на полу в школе (вероятно, оброненных во время стрельбы), три в пистолете и один дома. Примечательно, что подросток называл себя Natural Selector («орудием естественного отбора») и Sturmgeist («штормовой дух»). 9 ноябряполиция Финляндии арестовала 16-летнего ученика за угрозу повторить Йокела в школе Манника. 11 ноября 2007 года полиция Филадельфии арестовала 14-летнего Дилана Косси за планирование массового убийства в своей школе. Как позже выяснилось, он также общался с Эриком по интернету.

 

  1. 11 марта 2009 года произошло массовое убийство в училище Альбертвиль-Реальшуле в городе Винненден, а затем в соседнем городе Вендлинген, Германия, в результате которых погибли 16 человек, в том числе и сам стрелок, 17-летний Тим Кречмер (немецкий язык: Tim Kretschmer), бывший выпускник школы. Одиннадцать человек были ранены и госпитализированы. Преступник открыл огонь из девятимиллиметрового пистолета Беретта, который украл у своего отца, около 9.30 по местному времени. Свидетели сообщают, что преступник начал стрелять на первом этаже, в аудитории где шел урок химии, переходя из кабинета в кабинет. Преступник выстрелил в девятерых учеников старших классов и молодую учительницу. Семеро учеников были убиты на месте (6 девушек и 1 юноша), двое были госпитализированы в тяжёлом состоянии, но вскоре скончались от полученных ранений. Всего в результате бойни погибло 16 человек (включая Кречмера), а также было ранено 11 человек. В общей сложности в училище было произведено около 60 выстрелов. На стоянке Кречмер произвёл 28 беспорядочных выстрелов, включая последний, себе в голову. Еще 13 выстрелов были сделаны в здании автосалона. По данным баллистической экспертизы, Кречмер между 9.30 и 13.08 произвёл всего 112 выстрелов. При нём обнаружили 58 неиспользованных патронов. Тим Кречмер любил жестокие игры и оружие. Он был фанатом игр Postal 2Doom 3Fall-FlyeGTA IVQuake 4. Также известно, что Кречмер часто тренировался в стрельбе из отцовского пистолета в подвале и на заднем дворе своего дома. Сообщалось, что Кречмер посещал психиатра, которому рассказывал о своем растущем озлоблении и мыслях о самоубийстве. В 2008 году психиатр посоветовал родителям Кречмера положить сына в больницу для прохождения курса реабилитации, однако они отклонили это предложение. За несколько дней до массового убийства, 8 марта 2009 года девушка, за которой ухаживал Кречмер, отказалась с ним встречаться. Предположительно это и стало, по мнению немецких детективов, основной причиной трагедии. Полиция сообщила, что девушка была убита в училище одной из первых. За три дня до стрельбы Кречмер оставил родителям письмо, в котором написал, что очень страдает, потому что чувствует себя одиноко из-за того, что у него нет девушки и мало друзей. Но Йорг Кречмер проигнорировал письмо сына, решив, что со временем всё наладится. Когда по дороге Игорь Вульф, водитель захваченной машины, спросил Кречмера, почему он стрелял, Тим ответил: «Это просто весело». В пути Тим, заряжая магазин, спросил Вульфа: «Как вы думаете, мы ещё найдем другую школу?», при этом Вульф попытался перевести разговор на другую тему. Одно из сообщений, отправленных Кречмером вечером, 10 марта 2009 года одному из собеседников в анонимном чате, содержало следующий текст: «Довольно. Я устал от этой жуткой жизни. Ничего не меняется – все смеются надо мной, никто не видит, на что я способен. У меня есть оружие, и завтра я отправлюсь в мою бывшую школу, и я их как следует поджарю. Может, мне даже уйти удастся. Следи за новостями, ты обо мне ещё услышишь. Просто запомни название города – Винненден». Собеседник подумал, что Кречмер пошутил, но вскоре узнал из очередного выпуска новостей, что Тим не шутил. Вскоре после этого он рассказал обо всем отцу, а тот, в свою очередь, обратился в полицию.

 

  1. Массовое убийство в начальной школе «Сэнди-Хук»массовое убийство в начальной школе в Сэнди-Хук (район города Ньютаун, штат Коннектикут, США). Утром 14 декабря 2012 года 20-летний Адам Питер Лэнза застрелил дома свою мать, затем приехал в школу, где убил 20 детей шести- и семилетнего возраста, шестерых взрослых и ранил двоих, после чего покончил жизнь самоубийством. Всего от его рук погибли 27 человек. Это массовое убийство стало вторым по числу убитых в начальной школе в истории США после массового убийства в школе «Бат» в мае 1927 года и третьим – по числу убитых в учебном заведении США, уступая также массовому убийству в Виргинском политехническом институте в апреле 2007 года. В ноябре 2013 года офис прокурора штата Коннектикут опубликовал исчерпывающий отчёт о расследовании. Было установлено, что Лэнза планировал свои действия заранее и в одиночку, но не было найдено достаточных улик, объясняющих, почему он совершил преступление, и причины, по которым он избрал школу «Сэнди-Хук». За некоторое время до 9.30 утра в пятницу, 14 декабря 2012 года, Адам Питер Лэнза застрелил из винтовки Marlin калибр .22 свою мать, пятидесятидвухлетнюю Нэнси Лэнза, в своём доме в Ньютауне. Впоследствии Нэнси была обнаружена мёртвой в своей постели с четырьмя пулевыми ранениями в голову. Затем Адам Лэнза сел в автомобиль матери и поехал к начальной школе «Сэнди-Хук». Приблизительно в 9.35 утра, используя полуавтоматическую винтовку Bushmaster, принадлежавшую матери, Лэнза прострелил запертые стеклянные двери центрального входа школы. Он был одет в чёрное обмундирование военного стиля и бронежилет. Свидетели позже отмечали, что первоначальные выстрелы были слышны через систему школьного радиооповещения. Директор школы Дон Хокспранг (Dawn Hochsprung) и штатный психолог Мэри Шерлак (Mary Sherlach) проводили собрание с работниками школы, когда снаружи начали раздаваться выстрелы. Хокспранг и Шерлак выбежали из комнаты на звуки и обнаружили Лэнзу. Обе женщины погибли, пытаясь остановить преступника. Возможно, Хокспранг удалось включить школьную систему радиооповещения, так как девятилетний школьник, находившийся в спортзале, позже сообщил, что слышал через громкоговоритель, как стрелок прокричал «Подними руки!» и кто-то ответил «Не стреляйте!» Далее были слышны крики и многочисленные выстрелы, и находившиеся в спортзале дети и учитель спрятались в подсобном помещении. Дайан Дэй (Diane Day), школьный врач, присутствующая на встрече с директором, сказала, что услышала крики, после чего раздались многочисленные выстрелы. Преподаватель Натали Хэммонд (Natalie Hammond), присутствующая на собрании, подпёрла дверь своим телом и получила ранения в руку и ногу от выстрелов сквозь дверь. В классной комнате первоклассников Лорен Руссо (Lauren Rousseau), с октября замещающая учительницу, ушедшую в декретный отпуск, была убита выстрелом в лицо. Все ученики её класса были также расстреляны, но одной шестилетней девочке чудом удалось выжить. Она рассказала, что притворилась мёртвой и не шевелилась, пока не стихли шумы в школе. После этого она выбежала на улицу, покрытая кровью, и стала одной из первых детей, покинувших школу. По словам её матери, она ей сказала: «Мама, со мной всё в порядке, но все мои друзья умерли». Она описала убийцу как «очень злого мужчину».События в другой классной комнате остаются не до конца ясными. Выжившие первоклассники описывают, что их учительница, двадцатисемилетняя Виктория Сото (Victoria Soto), пыталась спрятать учеников в шкафы и тумбочки. Когда Лэнза ворвался в комнату, Сото сказала, что ученики находятся в актовом зале. Некоторые дети попытались выскочить из укрытий и выбежать из класса, но были убиты преступником. Сото бросилась на защиту учеников и была застрелена. Шесть выживших учеников впоследствии выбрались из тумбочек, выбежали из школы и спрятались в соседнем доме. По словам родителей одного шестилетнего мальчика, им удалось выбежать из класса после того, как преступник застрелил их учительницу. Энн Мари Мёрфи (Anne Marie Murphy), помощница учителя по работе с учениками, нуждающимися в особом внимании, закрыла своим телом шестилетнего Дилана Хокли от выстрелов, но они погибли вместе. Рэйчел Дэвино (Rachel D’Avino), устроившаяся на работу чуть более недели назад и работающая с этими же детьми, также погибла, пытаясь защитить своих учеников. Школьная медсестра, шестидесятилетняя Сара Кокс (Sarah Cox), спрятавшаяся под рабочим столом, описывала, что Лэнза, войдя в её кабинет, находился в шести метрах от неё, потом повернулся и вышел. Она и секретарь Барбара Холстед (Barbara Halstead), перезвонив в службу спасения 911, впоследствии прятались в шкафу с медикаментами на протяжении часа. Двадцатидевятилетняя учительница Кэйтлин Ройг (Kaitlin Roig) спрятала четырнадцать своих учеников в туалете, попросила их не шуметь и забаррикадировала дверь. Библиотекари Ивонн Сек (Yvonne Cech) и Мэриэнн Джейкоб (Maryann Jacob) спрятали восемнадцать детей в подсобном помещении и забаррикадировали дверь шкафом. Учитель музыки, пятидесятилетняя Мэрироуз Кристопик (Maryrose Kristopik), забаррикадировалась с четвероклассниками в небольшом подсобном помещении. Они описывают, что Лэнза барабанил в их дверь, крича «Впустите меня!». Учительница Эбби Клементс (Abbey Clements) спасла жизнь двух третьеклассников, затащив и спрятав их в своём классе. В момент атаки они шли по коридору, неся список учащихся в офис школы. Учитель чтения, Лора Файнстайн (Laura Feinstein), спасла двух учеников, прятавшись с ними под рабочим столом в течение сорока минут, пока не пришла помощь Лэнза прекратил стрельбу между 9.46 и 9.53 утра, выпустив от 50 до 100 пуль. Каждую из своих жертв он застрелил несколькими выстрелами. Как минимум один из учеников, шестилетний Ноа Познер, был убит 11 пулями. Преступник произвёл большинство выстрелов в двух классных комнатах первоклассников, неподалёку от центрального входа, застрелив четырнадцать детей в одном классе и шесть в другом. Жертвами стали восемь мальчиков и двенадцать девочек в возрасте от шести до семи лет, а также шесть женщин, работников школы. Лэнза покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову, заслышав звуки приближающейся полиции. В школе были убиты 20 детей – 18 из них погибли на месте, а двое скончались позже в больнице, – и 6 взрослых – в их числе директор школы, штатный психолог, двое практикующих учителей и две помощницы учителей. Национальная стрелковая ассоциация США, представляющая интересы сторонников свободного обращения стрелкового оружия, выступила с предложением введения института вооружённых охранников в американских школах, однако президент Обама скептически отнёсся к данному предложению.

 

К сожалению данный список можно продолжать ещё как минимум на 10 пунктов. Но для получения общего представления о массовых убийствах в учебных заведениях Европы и Америки и этих резонансных случаев пока будет достаточно. Отметим важные особенности всех описанных выше массовых убийств – у лиц их совершивших есть проблемы с социализацией, неуверенность в своём будущем и ненависть к отдельным людям или к обществу в целом. Ниже мы разберём эти признаки подробней.

К сожалению, теперь и в Российской Федерации массовые убийства в учебных заведениях стали не такой уж редкостью. Причём, для этих преступлений характерны те же признаки, что и для подобных убийств совершённых в других странах.  Вот краткий перечень таких трагедий за последние 15 лет:

 

  1. 3 февраля 2014 года в школе № 263в районе Отрадное города Москвы Десятиклассник Сергей Гордеев, вооружённый 10-зарядным карабином Browning 22 Semi-Auto rifle и карабином Tikka T3 калибра 7,62×51 мм с оптическим прицелом, застрелил учителя географии и захватил в заложники своих одноклассников, а затем открыл огонь по прибывшим на место происшествия полицейским, убив сотрудника вневедомственной охраны и тяжело ранив патрульного. После переговоров, в которых участвовал отец преступника, подросток отпустил заложников, а через некоторое время был задержан. Оба карабина принадлежали отцу преступника и хранились дома в сейфе. Обманув родителей и узнав где отец прячет ключи Сергей Гордеев сумел завладеть этим оружием. Сергей учился на «отлично», претендовал на окончание школы с золотой медалью, готовился к поступлению в Московский инженерно-физический институт, становился победителем и призёром различных олимпиад, в том числе интернет-олимпиады школьников «20 лет правового государства в России», проведённой в декабре 2013 года. На учёте в правоохранительных органах не состоял. С детства был довольно хорошо физически развит, самостоятельно занимался общей физической подготовкой, посещал занятия боевого самбо в спортивной школе. Увлекался компьютерными играми (GTA IVGTA VMafia 2 и т. п.), которые, по его собственным признаниям, оказывали на него благотворное влияние, потому что благодаря им он «отвлекался от мира и мог отвлечься от своих обид».

 

  1. 17 октября 2018 года в городе Керчь (Республика Крым Российской Федерации) в Керченском политехническом колледже произошло массовое убийство. Преступление совершил 18-летний студент колледжа Владислав Росляков. В результате взрыва и стрельбы погиб 21 человек из числа учащихся и персонала учебного заведения, включая предполагаемого нападавшего, пострадали 67 человек. Это крупнейшее по количеству жертв массовое убийство в учебном заведении в новейшей истории Европы. По версии следствия, он заложил взрывное устройство в столовой учебного заведения и открыл стрельбу по учащимся и работникам, после чего застрелился. Некоторыми средствами массовой информации было высказано предположение, что Росляков мог подражать действиям убийц, атаковавших в апреле 1999 года школу «Колумбайн». Соболезнования семьям погибших высказали лидеры и представители ряда мировых государств. Владислав Росляков, имея при себе самодельное взрывное устройство и помповое ружьё, проник на территорию Керченского политехнического колледжа через забор, зашёл в здание через запасной вход и направился на второй этаж. Оставив на втором этаже ружьё и боеприпасы, Росляков спустился на первый этаж. Некоторое время молодой человек находился в вестибюле колледжа, затем направился в буфет, где оставил сумку с начинённым металлическими поражающими элементами самодельным взрывным устройством. В 11.40 начался перерыв между учебными занятиями, а через несколько минут устройство сдетонировало. Вновь вернувшись на второй этаж, Росляков вооружился помповым ружьём и открыл прицельный огонь по всем людям, которые были в его зоне видимости. По воспоминаниям некоторых очевидцев, всего взрывов было несколько, а также были слышны выстрелы из автоматического оружия, что вызвало предположения о том, что нападавших могло быть несколько. Издание «Новая газета» приводило слова студента колледжа Виктора, который отмечал, что слышал не менее 10 выстрелов, причём, по его словам, это была именно одиночная стрельба, а не автоматная очередь. По версии следствия, Росляков после совершения преступления направился в библиотеку колледжа, где совершил самоубийство, выстрелив себе в голову из ружья. В 11.48 сигнал о происшествии поступил на пульт централизованной охраны частного охранного предприятия «Альфа», которое осуществляло охрану здания. Дежурная группа прибыла к колледжу через 10 минут. Примерно в это же время сообщения о нападении на учебное заведение поступили в правоохранительные органы и экстренные службы города. В 12.00 медиками службы скорой медицинской помощи была начата эвакуация пострадавших, в 12.40 здание колледжа было полностью оцеплено сотрудниками силовых ведомств. Для оказания помощи аварийным службам в расчистке завалов командование Южного военного округа выделило более 200 военнослужащих и около 100 единиц тяжёлой техники. В связи с произошедшим распоряжением главы Республики Крым Сергея Аксёнова на территории Крыма был введён режим чрезвычайной ситуации, отменённый лишь 22 октября 2018 года. 18-летний Владислав Игоревич Росляков родился 2 мая 2000 года. После совершения преступления его тело с огнестрельным ранением было обнаружено в помещении библиотеки колледжа; следствие полагает, что нападавший застрелился. Родители Владислава расторгли брак, подозреваемый жил в керченском микрорайоне Аршинцево вместе с матерью, Галиной Росляковой, работавшей санитаркой в Крымском республиканском онкологическом клиническом диспансере имени В. М. Ефетова. В 2015 году Росляков был зачислен в Керченский политехнический колледж на очную форму обучения за счёт средств республиканского бюджета и на момент совершения массового убийства обучался на 4 курсе по специальности «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий». Источник информационного агентства «РИА Новости» в правоохранительных органах сообщил, что Росляков планировал массовое убийство с января 2017 года и действовал в одиночку. Незадолго до событий 17 октября он легально приобрёл огнестрельное оружие – помповое ружьё Hatsan Escort 12-го калибра, получил разрешение на него от Федеральной службы войск национальной гвардии. На занятия по обращению с оружием в Симферополе Владислав записался 18 июля 2018 года, где прошёл шестичасовой курс, на котором ему преподавали технику безопасности и правила обращения с оружием, а также оказание первой медицинской помощи. После прохождения курса Владиславу было выдано свидетельство. 13 октября 2018 года Росляков приобрёл в керченском оружейном магазине «Сокол» 150 патронов с картечью.

 

 

  1. 11 апреля 2021 года в городе Казань (Республика Татарстан Российской Федерации) на улице Джаудата Файзи гимназии №175 19-летним Ильназом Галявиевым было совершено преступление с применение огнестрельного оружия и самодельного взрывного устройства. В результате взрыва и стрельбы погибли 9 человек, 32 пострадали. Более 30 человек были госпитализированы в связи с различными травмами и перенесённым шоком. Для совершения преступления Ильназ приобрёл полуавтоматическое гладкоствольное ружьё Hatsan Escort PS (аналогичное тому, которое использовал другой «школьный стрелок» – Владислав Росляков), примерная стоимость которого на тот период была около 35 000 рублей. Ильназ Галявиев родился 11 сентября 2001 года в городе Казани. Перед нападением он зарегистрировал свой канал в Telegram, где объявил о готовящемся расстреле. К настоящему времени сервис заблокировал данную страницу как «нарушающий правила Telegram». Сам ник Галявиева@TvoyaSmert. Ильназ Галявиев учился на 4 курсе колледжа «ТИСБИ». 2021 год должен был стать для Галявиева выпускным, но в апреле он пропустил экзамены и защиту практики, за что 26 апреля был отчислен. Весной 2021 года от Ильназа съехали все проживавшие с ним родственники (мать, отец и 21-летний брат). С этого момента Галявиев проживал в квартире один. Примерно с этого же времени он начал совершать действия, которые можно посчитать подготовкой к нападению: прошёл шестичасовые курсы по безопасному обращению с оружием, получил необходимые медицинские справки, лицензию на оружие, оформил охотничий билет и приобрёл полуавтоматическое гладкоствольное ружьё Hatsan Escort PS, а также патроны (несмотря на то, что он страдает энцефалопатией). Деньги на покупку амуниции Ильназ, согласно собственным показаниям, получил от продажи другим игрокам скинов в онлайн-игре Counter-Strike. Приобретённое оружие хранилось дома в сейфе. Также Галявиев изучал изготовление самодельных взрывных устройств. В его квартире при обыске были обнаружены аммиачная селитра, весы, гвозди и другие компоненты. Ряд анонимныхТелеграм-каналов распространил видеозапись задержанного в отделе полиции, в которой он заявлял о том, что осознал себя богом, о пробуждении монстра внутри себя и о ненависти ко всем. Из Следственного комитета РФ 12 мая сообщили, что ранее Галявиев неоднократно обращался за медицинской помощью в связи с сильными головными болями, в 2020 году ему был поставлен диагноз энцефалопатия, свидетельствующий о заболевании головного мозга. Был обнаружен Телеграм-канал Галявиева. Канал был открытым, и предполагаемый убийца как минимум несколько раз предупредил о том, что собирается «убить огромное количество биомусора», однако этого никто не заметил. По словам создателя мессенджера Павла Дурова, Ильназ Галявиев сделал свой телеграм-канал публичным всего за 15 минут до нападения на гимназию. Как он рассказал полиции, он ненавидит всех. Как изготовить самодельные взрывные устройства, Ильназ узнал из интернета. Буквально в течение нескольких дней после совершения данного преступления президентом Российской Федерации правоохранительным органам было дано указание осуществить меры по усилению контроля за оборотом гражданского оружия и «ужесточении» правил этого оборота.

 

 

Выводы

 

Изучив самые резонансные из числа таких специфических преступлений, можно выделить целый ряд признаков, характерных как для преступлений, таки для лиц их совершивших. Среди них отметим:

 

  1. Все совершившие указанные преступления – лица мужского пола.
  2. Личности совершивших указанные преступления имеют много сходных черт. Чаще всего это – невысокая общительность, граничащая с замкнутостью, скромность наряду со скрытой или явной амбициозностью, богатая фантазия, обострённое чувство справедливости.
  3. Большинство из совершивших преступления – увлекались какой-либо субкультурой и видеоиграми, проводили много времени пользуясь интернет – ресурсами.
  4. Большинство преступлений совершено с использованием огнестрельного оружия, которое могло быть добыто как легальным, так и нелегальным способом.
  5. Иногда нападения с огнестрельным оружием сопровождались подрывами самодельных взрывных устройств, при этом информацию, о том как создать такие устройства они получили из сети интернет.

 

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что и мотивы у преступников чаще всего сходные. Это – месть, желание самоутвердиться, повысить свой внутренний статус «наказывая» других людей и подчёркивание своего особенного положения, отличия от «наказываемого стада». Обратите внимание, ни один из преступников не отождествлял себя со своими жертвами. Каждый из преступников считал себя «стоящим над толпой» – сверхчеловеком, сверходарённым, избранным, богом. При этом своих жертв преступники не воспринимали как людей, с которыми могут иметься дружеские или просто хорошие отношения. Они представляли их скорей – чуждыми им существами, «животными», «биороботами», нередко используя такие термины как «биологический мусор» и «стадо». Тем не менее, в отдельных случаях преступники способны воспринимать людей как друзей или дружественные объекты. Об этом, например, говорит эпизод, где школьный стрелок Роберт Штайнхойзер «пощадил» учителя Райнера Хайзе, который хорошо знал его – учитель сказал Роберту: «Ты можешь убить меня…», но опустил пистолет и сказал: «Господин Хайзе, на сегодня достаточно». То есть, теоретически, у многих «школьных стрелков» связь с реальностью отнюдь не прервана полностью, и способность понимать ценность человеческой жизни отнюдь не утрачена.

 

 

Заключение

 

Для любого здравомыслящего человека очевидно, что истинные причины последней трагедии заключаются не в праве граждан на оружие как таковом, а в принципиальных для развития детей сферах: культуры, морали и этики!

Родители и школа должны давать юноше положительные примеры для подражания, а не отфутболивать его как «ненужный хлам» и «неудачную заготовку»! В РФ очень много неполных семей, где матери воспитывают детей без отца, а ведь отец – это самый первый и самый важный пример для мальчика! В школах тоже очень мало мужчин, которые могли бы послужить примером для мальчика или подростка! Те мужчины, которые работают в школах, зачастую ведут себя скорей шаблонно, давая лишь формальные ответы на вопросы юношей и редко позволяют им воспринимать себя как «пример для подражания». А вот женщины-учителя, как правило не являются «авторитетным источником информации» для юношей. К тому же, они, как правило, и не особенно то вникают в их проблемы. Да и психологов, которых иногда присылают в школу – тоже женщины! О какой доверительной беседе юноши с таким психологом может идти речь? Вот и остаётся мальчик, а потом – молодой человек наедине со своими страхами и комплексами, не знает как преодолеть свои трудности, уходит в себя и находит лучший «виртуальный мир» интернет-героев. В этом мире он может быть кем угодно, представится любым именем, войти в видеоигру и стать её главным персонажем. Не достигнув нормальной социализации, такой юноша пытается компенсировать свои комплексы и страхи фантазиями и сверхценными идеями. А потом у него и с психикой проблемы возникают! И эти проблемы могут выражаться как угодно, в т.ч. и в форме агрессии! Вот и в данном случае, с Ильназом нечто подобное произошло (хотя, вероятней всего, ключевую роль здесь сыграли патологические изменения в головном мозге этого молодого человека).

Право на оружие для охотников и спортсменов здесь вообще не при чём! То, что подросток в 19 лет стал агрессивным психопатом – это отчасти вина родителей, отчасти – системы образования и государства, эту систему создавшего, а не людей, живущих за десятки, сотни и тысячи километров от Казани и владеющих охотничьим оружием для целей спорта и охоты! Пусть эти «инициаторы» лучше запретят себе лгать и манипулировать общественным мнением!

 

 

Предлагаемые автором меры по предотвращению и противодействию насильственным преступлениям против учащихся и сотрудников учебных заведений:

 

  1. Научно-аналитическая и систематизирующая работа специалистов в сфере психологии, юриспруденции, криминологии и социологии с изучением групп риска и выявлением механизмов появления и развития криминального мышления приводящего к преступлениям против учащихся и сотрудников учебных заведений.

 

  1. Научно-аналитическая и систематизирующая работа специалистов в сфере юриспруденции, криминологии и социологии по изучению легального оборота гражданского оружия и разработке мер совершенствующих контроль за этим оборотом.

 

  1. Научно-аналитическая и систематизирующая работа специалистов в сфере юриспруденции, криминологии и социологии по изучению нелегального оборота оружия и взрывчатых веществ, которые могут стать орудиями аналогичных преступлений.

 

  1. Меры социально-психологического характера, включая:

а) психологическое тестирование учащихся в различных учебных заведениях на предмет выявления замкнутости и самоизоляции, подверженности психологическому прессингу со стороны других учащихся («буллингу»), проблем с социализацией, развития нигилизма и антисоциального мышления;

б) культурно-просветительская и психологически адаптирующая работа с проблемными учащимися и их родителями, обучение их самоконтролю, отвлечению от мрачных, агрессивных и суицидальных идей;

в) облегчение социализации учащихся путём создания здоровой атмосферы в коллективе, привлечения их к созидательной трудовой деятельности;

г) правовая просветительская деятельность среди учащихся (введение уроков юридической грамотности, объяснение всей тяжести последствий противоправного поведения).

 

  1. Усиление контрольно-пропускного режима в школах, установка турникетов и металлических дверей с оборудованием на входе тамбуров типа «шлюз», привлечение к обеспечению безопасности в учебных заведениях подготовленных сотрудников охраны – не менее чем по два человека в смене, как минимум один из которых должен иметь служебное оружие.

 

  1. Обеспечение средствами охранной сигнализации (включая стационарные и мобильные устройства сигнализации на каждом этаже и у всех должностных лиц) и видеонаблюдения на прилегающих к учебному заведению территориях с дублированием изображения в ближайшем отделении полиции и у службы, обеспечивающей прибытие группы быстрого реагирования.

 

  1. Оздоровление общей культурно-информационной среды. Стимулирование со стороны государства культурно-просветительской деятельности СМИ и производителей информационных развлечений (кинофильмов, телесериалов, видеоигр и пр.), занятий с подростками позитивными хобби и развлечениями. Демонстрации в СМИ и массовой культуре положительных примеров поведения, снижение уровня насилия и правового нигилизма в информационных продуктах.

 

  1. Общий рост экономики, развитие регионов и снижение социально-экономического неравенства, снятие социальной напряжённости провоцирующей стресс у населения. Одной из основных причин психологических проблем у подростков является недостаток их общения с родителями и близкими. А причиной этого является обусловленная экономическими причинами необходимость для родителей много времени проводить на работе.

 

 

Евгений Шантуев